Когда речь идет о российской зиме, то надо учитывать то покрытие дороги, по которому приходится ездить. Но еще имеют значение: шины и коробка передач. Опыт эксплуатации автомобиля с разными коробками передач никогда не будет лишним. Если такого нет, то хорошо тогда почитать советы по этому поводу.
Существует 4 типа коробок передач у авто:
- Механика.
- Робот.
- Вариатор.
- Автомат.
Также существуют разновидности главных типов, например, “мульти-троник”, “тип-троник ”, “изи-троник”. Давайте последовательно рассмотрим каждый из основных типов.
Механика (МКПП), иными словами, механическая коробка. К нашей зиме, славящейся традиционно плохой работой служб коммуналки, она приспособлена лучше всего, но ее нужно прогревать. Делать это можно на холостом ходу, но и в движении автомобиля. Ехать надо степенно, не торопиться. Стараться не делать педалью газа резких движений.
Плюс механики в том, что ей не страшна грязь и снег. Колеса могут буксовать без последствий. А также возможно применение приемов внедорожной езды. По сравнению с автоматической коробкой с механикой сложнее тронуться плавно, но это дело привычки и опыта вождения. Важно избегать пробуксовки колес. Лучше будет трогаться с первой или даже второй передачи – это не повредит ни коробке, ни двигателю. Мотор должен находиться в тонусе. Не на предельных, но на повышенных оборотах. Тормозить эффективнее на включенной передаче, плавно переключая с повышенной на пониженную.
Робот также является механической коробкой, но переключает передачи в ней уже электроника. Водитель не принимает участия в переключениях. Робот выжимает сцепление, ставит нужную передачу, по его мнению. Управление им аналогично работе с вариатором или коробкой-автоматом. Эту коробку, как и механическую, можно также прогревать на холостом ходу. Первичные валы будут крутиться, разогревая всю коробку постепенно. Однако рекомендуют догревать робот в движении. Первые пару сотен метров езжайте тихо, без резких и сильных ускорений. Буксовать на роботе не страшно. Он при этом не будет ломаться, но риск закопаться есть. При наличии сноровки можете применять выезд из ям «в раскачку». Многое зависит от настройки робота на заводе.
У роботов есть неприятная особенность: они тормозят, когда происходит переключение передач. Это не относится только к роботам, имеющим два сцепления. Пассажиры при этом делают ритмичные поклоны головой вперед. Зимой есть большой риск, что автомобиль закопается, когда будет переключение на вторую передачу. Не вините в этом робота. Просто водитель должен убрать ногу с газа в нужное время или ослабить нажим. Тогда все переключения будут плавными.
Коробка-вариатор очень похожа на автомат. Здесь есть те же режимы работ: задний ход, парковка, драйв (езда), нейтраль. Есть функция, позволяющая переключать вручную передачи. Часто вариатор и автомат путают. Поэтому все, что подходит к автомату, подходит и к коробке-вариатору: прогревание перед ездой, рекомендации избегать пробуксовки, плавные нажатия на тормоз и газ, режим переключения передач ручной, чтобы затормозить двигатель.
Отличие вариатора в том, что даже при режиме “Drive”, он не будет закапывать автомобиль при медленной езде по снежной дороге, как это происходит с автоматом. Передаточное число вариатор меняет без рывков, плавно, не обрывая связь колес и мотора. Просто не делайте резких нажатий на газ, разгоняйтесь постепенно, когда будете брать снежные заносы.